Цитата недели

Заметки о трудностях в современном браке

Прилагаем ниже статью известного американского церковного писателя о. Алексея Янг, духовного сына иеромонаха Серафима (Роуза), на тему трудностях в своевременном браке. На эту тему, особенно что касается интимной жизни супругов, сложно говорить и еще сложнее писать – необходимо сохранять ясность изложения с одной стороны, а с другой – «деликатность» в терминологии и выражениях, тем более на страницах православного журнала. Эта тема весьма актуальна для современного пастыря, работающего с семьями и пытающего примирить и направить православных супругов. Редакция.

 

«Вопреки мнению, распространенному даже среди духовенства, причину массовых разводов нужно искать вовсе не во внешних воздействиях социальной среды.

Причина эта — личной, моральной природы. Требования полного личного удовлетворения и неограниченные претензии к уровню жизненных благ естественно приводят к горькому разочарованию действительностью; брак основан на самопожертвовании, и вполне естественно, что люди больше не в состоянии уживаться друг с другом.» – Эдуард Норман. «Свобода в эпоху себялюбия», Itercollegiate Review, Осень 1993

 

Издавна повелось, что мужчина и женщина, вступая в брак, имеют достаточно ясное представление о себе самих и о своих будущих обязанностях мужа и жены, отца и матери. Однако на наших глазах этот веками установленный порядок пришел к концу: в доказательство достаточно указать, что сегодня половина браков кончается разводом. И нормальное воспитание детей, и живая связь между поколениями, уходят в прошлое.

Брак, в котором супруги объединены в нераздельное целое, и при этом содействуют друг другу в гармоничном и целенаправленном развитии, сменился безумной каруселью, где дети, деньги и карьера кружатся в полном хаосе, а о духовных задачах вообще никто не вспоминает.

Произошло это отчасти потому, что в сознании двух последних поколений образы любви и брака построены отнюдь не на евангельском, церковном или христианском материале, а на кино- и телефильмах, на сплетнях из жизни знаменитостей, да на популярных песенках.

Серьезные исследователи западной культуры отмечают, что романтическая любовь в ее нынешнем виде может даже угрожать душевному и эмоциональному здоровью человека.

В самом деле, она исходит из заведомо ложной предпосылки, что «всамделешняя» любовь должна причинять страдания, и что вся эмоциональная сфера мужчины и женщины целиком замыкается друг на друга. В результате отношения между ними приобретают патологический характер: взаимная злоба, подчинение своей воле, огульные обвинения, — все это находит бесчисленные образцы в перлах «массовой культуры».

Неудивительны и прочие атрибуты такой «любви»: алкоголь, наркотики, невоздержанность, непостоянство… Если же она завершается браком, то шансы на развод гораздо выше, чем на семейное счастье.

Разумеется, есть и настоящая, добрая и истинная любовь. Все дело в том, что существуют разные стороны такой любви (в оригинале Евангелия они обозначаются различными греческими словами); любовь телесная, эротическая — лишь одна из них, причем наименее важная. Однако именно на ней построена современная сказка о «романтической любви», которая причиняет людям столько неприятностей.

Надо отметить, что само понятие «романтической любви» сравнительно новое. На Западе оно появилось лишь немногим более 500 лет назад, в начале эпохи так называемого «Возрождения» (возрождения чего?), когда, по замечанию одного современного автора, «у культурных людей впервые стало хватать свободного времени на цветистую прозу». Но помимо изящной словесности, в наше время выясняется также и роль грубой биологии: хорошо (а иной раз и слишком хорошо) знакомое состояние влюбленности, когда человек буквально забывает себя и окружающий мiр, оказывается тесно связано с некими биохимическими процессами, сближаясь с известным состоянием у наших четвероногих друзей, которые переживают его в определенное время года…

Беды в этом никакой нет. Беда в другом: в том, что мы это состояние ставим выше, чем оно того заслуживает.

Ведь это тот самый «ветхий человек», о котором говорит ап. Павел. Не зовет ли нас Спаситель к чему-то лучшему, более высокому и постоянному, чем наша животная природа? Задача священника — обратить на это внимание верующих, в первую очередь тех, кто собирается вступать в брак.

 *   *   *

 С христианской точки зрения, основанной на жизни, личном примере и учении Спасителя, в взаимоотношениях будущих супругов с самого начала должны развиваться и другие стороны любви, основанные не столько на чувстве, сколько на осознанной воле. Их можно отождествить с самопожертвованием (агапи) и участием (филиа). И хотя в нормальном браке есть и телесная сторона любви (эрос), в конечном итоге она оказывается на втором плане. И наоборот, если из «романтических отношений» устраивают культ, катастрофа не за горами. Для лучшего уяснения этих фактов, в противовес распространенным в наше время заблуждениям, священник может рекомендовать более или менее длительный период обручения перед заключением брака.

Нередко бывает, что в телесной стороне брака возникают трудности за счет тех или иных физических или эмоциональных расстройств. Священник, узнав об этом, должен со всем возможным тактом направить супругов за квалифицированной медицинской помощью; если это сделать без промедления, почти наверняка удастся избежать осложнений в семейной жизни. Встречаются, однако, печальные обстоятельства, в которых физические отношения между супругами прекращаются навсегда. В таких случаях священник должен приложить особые усилия, чтобы помочь им пройти через это тяжелое испытание и увидеть в нем Божию волю к сохранению семьи и истинной любви.

Мало кто в наше время станет защищать старинные обычаи сватовства, когда браки между детьми устраивались по воле родителей. Поэтому столь странными кажутся сведения о том, что подобный брак, основанный на широкой общности интересов, был гораздо крепче и жизнеспособнее, чем современный продукт «романтических чувств» — или биохимических реакций в организме.

Однако от фактов не уйти: когда чувственный жар мало-помалу (а подчас и весьма круто) спадает — как ему и положено по нашей физической природе, — у молодоженов начинают проявляться скрытые на первых порах серьезные проблемы. Многие молодые люди, знакомые до брака с обычными для нынешней школьной, уличной, студенческой среды пороками, испытав вскоре после свадьбы неожиданное «разочарование», возвращаются в объятия того же порока, только еще более крепкие, чем прежде. Нет нужды напоминать про растлевающее влияние массовой культуры и социальных «норм», про всепроникающую порнографию, особенно опасную в такие критические моменты; в результате между счастьем молодых супругов и интимной сферой каждого из них оказывается вбит смертельный клин.

Мутная атмосфера вседозволенности, возбужденной чувственности, которой дышит нынешний мiр, скрадывает широко известный, но редко упоминаемый на публике факт: потерю способности к полноценной интимной жизни, как у мужчин, так и у женщин, и даже потерю самого понятия о ней. Церковь с древних времен учит нас, что счастье без самоограничения невозможно ни в чем; но только кто ее сегодня услышит? Сдержанность и самоограничение начисто устранены из современной культуры; дети не знакомятся с ними ни в семье, ни в школе. Нечего удивляться, что вслед за ними уходит и семейное счастье.

Предотвращение беременности в браке — это тоже вопрос самоограничения и послушания Божией воле. Сегодня все чаще встречаются супруги, склонные вовсе не иметь детей или отложить их появление на неопределенный срок. Неизбежно возникает противоречие: ведь в таинстве брака мы молимся о многочадии молодоженов как о знамении Божьего благословения! Испрашивать такого благословения для тех, кто сознательно его отвергает — прямое лицемерие.

Согласно учению Церкви (и вопреки схоластическим заблуждениям) физическая близость между супругами связана множеством таинственных нитей, телесных, душевных и духовных, с благодатью брака и с

Божественным попечением о человеке. Но недопустимо по своему произволу обрывать одну из этих нитей — деторождение, преступая тем самым ясно выраженную волю

Творца по отношению к данной семье, волю быть может не всегда понятную и сходную с нашими близорукими расчетами, но в конечном итоге всегда добрую и мудрую.

Те, кто откладывает рождение детей «по экономическим соображениям», должны спросить себя: не сводятся ли их «соображения» к нежеланию поступиться своим комфортом, беззаботностью и довольством?

Жизнь человека — это дар от Бога, от всемогущего

Жизнодавца. Поэтому все, что бы ни относилось к рождению детей, супругам следует проверять при свете исповеди. Задача священника — дать им увидеть себя со стороны, устранить избалованность и себялюбие из своих побуждений. Так же и в противоположных случаях, когда идет речь о современных мерах искусственного оплодотворения, необходимо помочь супругам разобраться в существе дела: не исключено, что гораздо лучше усыновить ребенка.

Церковный взгляд на мiр гораздо трезвей и чище, чем это принято в медицинской и научной среде, не говоря уж о массовой культуре. Гнев и отвращение вызывают «борцы за права» на убийство ребенка в материнской утробе; но доводы противников узаконенного детоубийства часто бьют мимо цели. Только в нормальной семье, в Малой Церкви, где руководящий принцип — не «польза», не «право», не «благополучие», а жертвенная любовь, рождение ребенка, каким бы он ни был, — всегда желанное событие. Благодать, необходимая для этого, изобильно подается в таинстве брака; лишь бы наши молодожены принимали ее сполна.

 *   *   *

 Последний вопрос — о повторном браке. В сострадательном снисхождении к человеческой слабости и к трудностям одинокой жизни, Церковь при некоторых обстоятельствах допускает второй и даже третий брак.

Однако отношение к повторному браку разведенных должно быть весьма настороженным. После гибели одной семьи, не слишком ли рискованна попытка создания другой, особенно с учетом тех страданий, которые выпадают в таких семьях на долю детей?

Что же касается овдовевших, то здесь Церковь смотрит на повторный брак гораздо более снисходительно. Но среди православных верующих прошлых поколений в обычае было вдовам и вдовцам, особенно тем, у кого дети уже подросли, с молитвой выведывать о себе, нет ли на то

Божией воли, чтобы оставив мiр, принять монашество, или посвятить себя служению ближним и нуждающимся. В таких случаях, как и во всех прочих, молитвенное участие и руководство священника способно оказать неоценимую помощь.

Иерей Алексей ЯНГ
Русский пастырь №37-38/2000 г.

term papersresearch paper writerresearch paper writing helpessays writerterm papers
Scroll To Top
essay writing english essay writer essay re writer instant essay writer college essay writer academic essay writer writer essay